На дне | Максим Горький

«Все русские проповедники, за исключением Аввакума и, может быть, Тихона Задонского, – люди холодные, ибо верой живой и действенной не обладали. Когда я писал Луку в «На дне», я хотел изобразить вот именно этакого старичка: ; неизбежно сталкиваясь с ними, он их утешает, но только для того, чтоб они не мешали ему жить» — это слова Максима Горького из очерка «Лев Толстой». Почему автор пьесы «На дне» не верил такому проповеднику, как Лука, и пытался изобразить его вредоносным утешителем?

Первый вопрос, который возникает после прочтения пьесы «На дне», кто в этом произведении главный герой? Каждый из действующих лиц может претендовать на роль главного героя, однако основные события связаны только с одним персонажем — с образом Луки. Именно с его появлением начинается завязка в драме. На протяжении всей пьесы он взаимодействует со всеми героями, тем самым раскрывая характер каждого персонажа. При этом Лука не является протагонистом. Он — антигерой, так как в нем недостатков больше, чем достоинств. Кроме того, Лука — не носитель основной идеи автора, потому что сам Горький отрицательно относился к мировоззрению Луки. Соответственно, Лука является главным героем только по одному аспекту — выступает как основной проводник сюжета в драме.

Характеристика героя

Достоинства Луки основаны на его христианских взглядах. Во-первых, Лука считает, что все люди равны, все люди — братья. Например, когда он входит в ночлежку, обращается к ее постояльцам: «Доброго здоровья, народ честной!». На что Бубнов ему говорит: «Был честной, да позапрошлой весной…». Однако старик на это отвечает: «Мне – всё равно! Я и жуликов уважаю…». Во-вторых, Лука проявляет себя как гуманист, который ценит каждую человеческую жизнь. Об этом он произносит следующие слова: «Человек – каков он ни есть – а всегда своей цены стоит»; «Человеком родился, человеком и помрешь»; «Всякого человека уважать надо». В-третьих, Лука призывает к милосердию через сострадание и терпение. Так, он утешает умирающую Анну, внушает Актёру, что тот может вылечиться от алкоголизма, советует Ваське Пеплу уйти в Сибирь, чтобы начать там новую жизнь. Стремление давать добрые советы обусловлены его убеждением в том, что «Если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил». Лука верит в человека, верит в то, что «Человек – может добру научить»; «Человека приласкать – никогда не вредно»; «Не в слове – дело, а – почему слово говорится?». Именно в словах Лука видит силу веры, поэтому он говорит умирающей Анне: «Ты – надейся… Ты – верь!». А Пеплу внушает: «А ты мне – поверь». При этом Лука призывает жителей ночлежки к терпению. «Потерпи ещё! – советует он Анне. – Все, милая, терпят… всяк по-своему жизнь терпит». То же самое говорит Лука и Актёру: «Возьми себя в руки и – терпи». Стоит отметить, что сам автор драмы «На дне» негативно относился к учению о христианском терпении. В повести «В людях» Максим Горький пишет: «Ничто не уродует человека так страшно, как уродует его терпение, покорность силе внешних условий».

Среди недостатков Луки можно выделить следующие качества: лживость, шарлатанство, двуличность, приспособленчество, хитрость, лукавство и скрытость. Лука проповедует ложь во спасение. Так, старик рассказывает о так называемой «праведной земле», доказательства существования которой нет, в нее нужно только поверить. Поэтому после ухода Луки Клещ заявляет: «Поманил куда-то … а сам – дорогу не сказал». Про дорогу спрашивал Луку и Актёр. Но города, в котором находится бесплатная лечебница для алкоголиков, старик так и не назвал. В результате ложь во спасение стала косвенной причиной самоубийства Актера, который поверил в то, чего не существует. При этом Лука сознательно обманывает ночлежников, и большинство из них это понимают. Например, Пепел говорит о Луке: «Врёшь ты хорошо… Ври, ничего <…> Нет, уж я погожу, когда пошлют меня в Сибирь эту на казённый счёт». О том, что Лука лжёт, заявляет и Сатин: «Он врал… но это из жалости к вам». Что касается сострадания и жалости Луки, то старик действительно призывал к гуманизму: «Человека приласкать – никогда не вредно…»; «Жалеть людей надо!»; «Христос-то всех жалел и нам так велел». Однако его жалость к людям не искренняя, а фальшивая, потому что является инструментом приспособления и выживания. Так, Лука рассказывает историю о двух беглых каторжниках, которых он пожалел, чтобы на самом деле не им помочь, а себя спасти: «Хорошие мужики! Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… А потом – суд, да тюрьма… что толку? Тюрьма – добру не научит… человек – может добру научить». Его антагонист Сатин занимает прямо противоположную позицию: «Не обижай человека! А если меня однажды обидели и – и на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому». Если Лука проповедует новозаветную мораль, выраженную во всепрощении даже тех, кто является врагом, то Сатин живёт по ветхозаветной морали, связанной с местью. В результате он не может простить обидчика своей сестры. «Убил подлеца в запальчивости и раздражении, – признается Сатин. – Из-за родной сестры». Лука утешает и обманывает постояльцев ночлежки не потому, что он реально хочет им помочь, а для того, чтобы выжить здесь среди мошенников и убийц, временно переночевать и пойти дальше, не думая о последствиях своих слов. Лука знает, что люди хотят быть обманутыми, тем более те, кто находится на самом дне общества. Лука выдает себя не за того, кем реально себя считает. Лука двуличен и это выражено в авторских ремарках драмы, в которых проявляется неуверенность старика в собственных суждениях. Так, на слова смертельно больной Анны о том, что Лука похож на ее отца, «на батюшку… такой же ласковый, мягкий…», старик заявляет: «Мяли много, оттого и мягок… (Смеётся дребезжащим смехом)». Данная ремарка подтверждает, что Лука не уверен в том, что он на самом деле ласковый и мягкий. Или, например, другой эпизод, в котором Наташа называет Луку добрым дедушкой: «Добрый ты, дедушка… Отчего ты – такой добрый?» На что старик отвечает: «Добрый, говоришь? Ну… и ладно, коли так». Соответственно, Лука как бы снова выражает сомнение в своей доброте.

Цель Луки — странствовать, но так, чтобы при этом оставаться живым. Для этого он изображает из себя проповедника, который как будто знает ответы на все вопросы, но на самом деле его тайна заключается в том, что кроме христианской морали Лука ничего не знает. Его ложь не способна спасти, она лишь имеет временный психологический эффект, работает как плацебо, но ничего кроме обмана и иллюзий ложь Луки из себя не представляет. И главный герой об этом знает, поэтому всячески пытается это скрыть от других, проповедуя милосердие и сострадание. Безответственный фальшивый гуманизм Луки кроме как лживых надежд и утешений ничего не приносит.

Композиция

Экспозиция в драме разворачивается в начале первого акта, в котором предстают такие персонажи, как торговка пельменями Квашня, работящий Клещ, его тяжело больная жена Анна, страдающий алкоголизмом Актер, жадный хозяин ночлежки Костылёв и другие герои. Завязка в драме — появление странствующего старика Луки, с деятельностью которого в пьесе будет связана первая сюжетная линия. Соответственно, первая часть развития действия представлена во втором акте драмы, в котором Лука занимается проповедничеством, утешает умирающую Анну, раздает советы жителям ночлежки, в частности предлагает Актеру лечиться от алкоголизма, а Пеплу уехать с Наташей в Сибирь. Однако надеждам не суждено сбыться. В конце второго акта наступает точка невозврата, выраженная в смерти Анны, которой Лука перед самой её кончиной советует: «Ты – с радостью помирай, без тревоги…». Но принять идею о том, что счастье в смерти Анна не может и в конце выражает слабую надежду на выздоровление: «А… может… может, выздоровлю я?»; «Ну… еще немножко… пожить бы… немножко! Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!» Смерть Анны — первая смерть в драме. С этого события начинается разрушение иллюзий, которые Лука внушил жителям ночлежки. И уже во второй части развития действия ложь Луки встречает сопротивление от таких персонажей, как Бубнов, предпочитающий говорить правду, и Костылёв, считающий, что долг человека — не бродяжничать, как Лука, а приносить пользу. Вся вторая сюжетная линия в драме, начиная от точка невозврата, связана с отношением людей к вредоносной деятельности Луки. Так, Костылёв до того как выгнать старика из ночлежки, намекает ему о том, что не надо лезть в чужой монастырь со своими правилами: «Что такое… странник? <...> он – ничего не желает, ни во что не мешается, людей зря не мутит… Как люди живут – не его дело… Он должен преследовать праведную жизнь… должен жить в лесах… в трущобах… невидимо! И никому не мешать, никого не осуждать… а за всех – молиться… за все мирские грехи… за мои, за твои… за все!» Вторая сюжетная линия завершается в кульминации в конце третьего акта произведения, когда погибает Костылёв из-за того, что в ходе ссоры Пепел его толкнул. После чего Василиса назвала своего любовника убийцей мужа и искалечила свою сестру Наташу, ошпарив ей ноги. Развязка наступает в четвертом акте драмы, в котором Актер совершает самоубийство, разочаровавшись в словах Луки о том, что можно вылечиться от алкоголизма. Таким образом, в развязке завершается первая сюжетная линия произведения, связанная с главным героем. При этом самого Луки нет уже в четвертом акте, но последствия его действий продолжают влиять на умы героев: они обсуждают его слова, реагируют на его мировоззрение.

Тема

Милосердный и сострадательный старик-странник, но при этом лживый, двуличный и хитрый приходит в ночлежку к нищим, чтобы, с одной стороны, переночевать среди мошенников и убийц, а, с другой, — проповедовать христианские ценности, связанные со всепрощением и отказом от истины ради терпения и гуманизма. Он скрывает от всех правду о том, что на самом деле его слова ничего не значат. В ночлежке он утешает тяжелобольную женщину, вселяет лживые надежды алкоголику, обещает новую жизнь вору, раздаёт добрые советы всем бездомным. Однако в реальности иллюзии старца терпят крах: женщина умирает, алкоголик не знает, где бесплатная лечебница, а вор так и не может убежать из ночлежки. Не все постояльцы принимают ложь во спасение. Хозяин ночлежки хочет выгнать старика, у которого есть выбор: уйти опять странствовать или остаться и жить, никому не мешая.

Конфликт

Внешний конфликт выражен в том, что Лука противопоставлен жителям ночлежки, которые противоречиво относятся к проповеднику. Одни и те же герои видят в его словах и пользу, и обман. Так, Барон говорит, что Лука «Как пластырь для нарывов…» и в тоже время называет его «шарлатаном». Клещ считает Луку «жалостливым» и также понимает, что «Правды он… не любил, старик-то. Очень против правды восставал». Актер обращается к нему со словами «милый старикашка» и при этом обзывает его: «Шельма ты, старец...». Для Сатина Лука «как мякиш для беззубых» и тут же против его убеждений: «Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!». Такая противоречивость взглядов на главного героя обусловлена тем, что все постояльцы ночлежки только философствуют, но сами при этом ничего не делают. Соответственно, сознательная ложь Луки разоблачает данную их сущность, поэтому они, с одной стороны, ему симпатизируют, с другой, — осуждают его враньё. Например, один из первых, кто догадался, кто такой Лука, был Васька Пепел, который понял, что в прошлом, скорее всего, Лука совершил какое-то тяжкое преступление. В результате чего старик и выбрал путь скитаний и проповедей. «Ты — что? Сам, что ли, ошибся однажды?» — говорит Пепел старцу. Внутренний конфликт связан тем, что Лука хочет верить в бога, но в реальности он сомневается в его существовании. На вопрос Васьки Пепла «бог есть?» старик отвечает как моральный релятивист «Коли веришь, — есть; не веришь, — нет... Во что веришь, то и есть... ». То же самое он говорит по поводу поиска несуществующей «праведной земли»: «Кто ищет – найдет…Кто крепко хочет – найдёт!» Также Лука убеждает Настю в существовании любви: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь…значит – была она!» Старику выгоден моральный релятивизм, который утверждает, что всё относительно: и добро и зло; и правда и ложь. С помощью данного мировоззренческого принципа Лука входит быстро в доверие к незнакомым людям, приспабливается во враждебной окружающей среде, находит среди толпы своих сторонников и почитателей. Однако моральный релятивизм вызывает в самом главном герое внутренний конфликт, выраженный в том, что Лука сам для себя не определил, на каких позициях ему быть. Для него все хорошие: и беглые каторжники, и нищие ночлежки. Соответственно, гуманизм и жалость старика не искренняя, а лишь результат его морального релятивизма.

Идея

Идея произведения: ВСЕПРОЩЕНИЕ В ПРАВДЕ. Данная диалектика отражает столкновение двух противоречивых «микроидей», каждая из которых связана, с одной стороны, с главным героем (ВСЕПРОЩЕНИЕ), с другой стороны, с его антагонистом (ПРАВДА). Так, Лука как главный герой проповедует всепрощение ценой в намеренную ложь. Он встает на сторону Христа в его Нагорной проповеди о том, что нужно прощать даже своего врага: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:43). Однако Лука интерпретирует учение Христа по своему, предлагая прощать врагов для извлечения собственной выгоды. Так, он приютил на даче беглых каторжников, потому что боялся за собственную жизнь. Его всепрощение не от чистого сердца, а от расчетливого ума. Сатин же, как антагонист Луки, против всепрощения, потому что видит в этом ложь. Его правда — это справедливая месть даже ценой чужой жизни. При этом Сатин прав, говоря о том, что «Человек — вот правда! <...> Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!» Если гуманизм Луки основан на сострадании Христа, то гуманизм Сатина строится на идее Ницше о сверхчеловеке, которому ложь не нужна, он «сам себе хозяин <...> независим и не жрет чужого». Для того чтобы объединить два противоположных взгляда на гуманизм, Горький соединяет новозаветную мораль христианства с ницшеанством и в результате отвечает на вопрос: что есть правда? С точки зрения автора, правда заключается в способности прощать не только врагов, но и тех, кто обещает лучшую жизнь, которой не суждено сбыться. Сатин предлагает ночлежникам поблагодарить Луку за его ложь во спасение, потому что им, находящимся на самом дне общества, никто не навеет и даже этого «сна золотого», кроме старика: «Он — умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету... Выпьем, за его здоровье! Наливай...»

P.S.

Максим Горький изначально задумывал показать главного героя в абсолютно отрицательном облике, однако в пьесе Лука стал неоднозначным персонажем. Автору не удалось сделать лукавого старца «вредоносным» утешителем. Сам он по этому поводу в статье «О пьесах» писал: «Есть ещё весьма большое количество утешителей, которые утешают для того, чтобы им не надоедали своими жалобами… Утешители этого рода самые умные, знающие и красноречивые. Они же поэтому и самые вредоносные. Именно таким утешителем должен был быть Лука в пьесе «На дне», но я, видимо, не сумел сделать его таким». Основная причина неудачи авторского замысла кроется в том, что в драме нет ни одного положительного героя, иными словами нет протагониста. И даже Сатин, несмотря на его пронзительный ум и близкий автору мировоззрение, не смог оттенить отрицательные качества Луки. Горький, дав возможность высказаться всем героям, лишь в ремарках оставил своё истинное отношение к таким проповедникам, как Лука. Для автора утешительная деятельность старика однозначно является вредоносной и бесполезной. Но выбор между ложью и правдой остаётся всегда за читателем.


прощениеложьместьправда
© Евгений Иванников, 2021. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.