Евгений Онегин | Александр Пушкин

«И все-таки, по мнению Татьяны, она более способна была внушить любовь тогда, нежели теперь, потому что тогда она была моложе и лучше!.. Как в этом взгляде на вещи видна русская женщина! Да это уголовное преступление — не подорожить любовию нравственного эмбриона!..» (Белинский 1981: 422) — так охарактеризовал Белинский финал знаменитого романа Пушкина. О том, почему известный критик осудил Татьяну за отказ быть любовницей Онегина, назвав главную героиню «нравственным эмбрионом», а Достоевский при этом восхитился её поступком?

Главным героем в романе «Евгений Онегин» выступает Татьяна Ларина, потому что, она, во-первых, является протагонистом, в её характере больше достоинств, чем недостатков в отличие от Онегина, который действует как антигерой; во-вторых, с ее образом связана основная идея произведения.

Характеристика героя

Безусловно, главными достоинствами Татьяны Лариной являются честность и верность. В последней сцене объяснения в любви раскрывается в полном объёме глубокая сущность образа любимого персонажа Пушкина:

«...Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна...» (глава 8 строфа XLVII).

Стоит отметить, что еще в начале произведения автор изобразил положительные качества Татьяны, среди которых проницательность, решительность, своенравность, пылкость и нежность:

«Что от небес одарена
Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным?» (глава 3 строфа XXIV).

О чистой, пламенной душе и об уме Татьяны говорит и Евгений Онегин:

«...Вы чистой, пламенной душой,
Когда с такою простотой,
С таким умом ко мне писали?...» (глава 4 строфа XV).

Душа Татьяны действительно близка автору прежде всего за то, что в главной героине есть национальное самосознание, выраженное в любви к родине:

«Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму» (глава 5 строфа IV).

Кроме того, Татьяна милосердна и отзывчива:

«Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала...» (глава 3 строфа XXXI).

В основе положительных качеств героини лежит такая важная черта, как простота:

«За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана...» (глава 3 строфа XXIV).
«Влюбленной, бедной и простой...» (глава 8 строфа XXVII).

При этом в Татьяне одновременно существует не только простота, но и жеманность, то есть манерность, искусственность, отсутствие простоты, которую замечают окружающие:

«Ее находят что-то странной,
Провинциальной и жеманной...» (глава 7 строфа XLVI).

Простота как положительная черта имеет свои отрицательные последствия, выраженные в наивности и доверчивости:

«Что так доверчива она» (глава 3 строфа XXIV).

«Доверчивость души невинной» (глава 4 строфа XI).

«Не отпирайтесь. Я прочел
Души доверчивой признанья» (глава 4 строфа XII).

Кроме того, результатом простаты является такой недостаток, как провинциальность, связанная с употреблением в речи Татьяны устаревших оборотов, а также ношением ей старомодных нарядов:

«Представить ясные черты Провинциальной простоты,
И запоздалые наряды,
И запоздалый склад речей» (глава 7 строфа XXVII).

Среди недостатков Татьяны можно выделить следующие черты характера: интровертность, экзальтированность, мечтательность и суеверность. Причиной замкнутости главной героини является ее воспитание. Все занятия маленькой Тани в детстве свидетельствуют об «отсутствии родительского попечения, которые возникают в жизни ребенка, предоставленного себе самому и никем не руководимого» (Романова 2015: 68). Например, она не хотела и не умела играть с куклами как все девочки, не имела женских навыков рукоделия:

«Ее изнеженные пальцы Не знали игл; склонясь на пяльцы, Узором шелковым она Не оживляла полотна» (глава 2 строфа XXVI).

«Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Про вести города, про моды Беседы с нею не вела» (глава 2 строфа XXVII).

Из этого можно сделать вывод о том, что мать не занималась старшей дочерью. Как результат, в Татьяне сформировались такие отрицательные качества, как дикость, нелюдимость, молчаливость, боязливость и меланхоличность:

«Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна» (глава 2 строфа XXV).

«Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней» (глава 2 строфа XXVI).

« <...> И все грустит она, Да бродит по лесам одна» (глава 7 строфа XXV).

Для преодоления своих внутренних страхов маленькая Таня увлеклась французскими романами, чтения которых развивало в ней бурное воображение:

«Что от небес одарена Воображением мятежным» (глава 3 строфа XXIV).

Вымышленный мир романов заменил Татьяне реальную действительность и, как следствие, она погрузилась в мир иллюзий:

«Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все» (глава 2 строфа XXIX).

Из-за увлеченности французской литературой Татьяна плохо владела родным языком:

«...Она по-русски плохо знала, Журналов наших не читала И выражалася с трудом На языке своем родном, Итак, писала по-французски...» (глава 3 строфа XXVI).

Эскапизм сформировал в Татьяне такое мировоззрение, в основе которого экзальтированность и впечатлительность:

«Она любила на балконе Предупреждать зари восход» (глава 2 строфа XXVIII).

«Она, как с давними друзьями, С своими рощами, лугами Еще беседовать спешит» (глава 7 строфа XXIX).

Неудивительно, что её влюбчивость под воздействием воображения сыграла роковую роль в выборе любимого человека:

«Татьяна любит не шутя И предается безусловно Любви, как милое дитя» (глава 3 строфа XXV).

«Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью; Ты в руки модного тирана Уж отдала судьбу свою» (глава 3 строфа XV).

Кроме того, результатом эскапизма является то, что Татьяна постоянно живёт мечтами:

«Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей» (глава 2 строфа XXVI).

«...В соседстве Тани молодой,
Моей мечтательницы милой...» (глава 5 строфа V).

Она верит в приметы, гадания и сны:

«...Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы...» (глава 5 строфа V).

Её любимой книгой является толкователь снов Мартына Задеки:

«...Мартын Задека стал потом
Любимец Тани… Он отрады
Во всех печалях ей дарит
И безотлучно с нею спит...» (глава 5 строфа XXII).

Суеверность главной героини связана с еще одним недостатком, как слепая вера в судьбу, выраженная в фатализме Татьяны:

«Куда, зачем стремлюся я? Что мне сулит судьба моя?» (глава 7 строфа XXVIII).

Цель Татьяны — выйти замуж по любви. Поэтому неслучайно, когда она познакомилась с Онегиным, в ней вспыхнули к нему чувства:

«Давно сердечное томленье Теснило ей младую грудь; Душа ждала… кого-нибудь» (глава 3 строфа VII).

«И дождалась… Открылись очи; Она сказала: это он!» (глава 3 строфа VIII).

Однако выйти замуж по любви Татьяне было не суждено: возлюбленный ее отверг и мать вынудила старшую дочь выйти замуж по расчёту за генерала:

«А глаз меж тем с нее не сводит Какой-то важный генерал. <...> Вот отошел… вот боком стал… — “Кто? толстый этот генерал?”» (глава 7 строфа LIV).

«Уж решена. Неосторожно, Быть может, поступила я: Меня с слезами заклинаний Молила мать; для бедной Тани Все были жребии равны… Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить» (глава 8 строфа XLVII).

Тайна Татьяны заключается в том, что она призналась в любви к Онегину, и никто, кроме рассказчика, об этом не знает:

«Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу, Читаю с тайною тоскою И начитаться не могу» (глава 3 строфа XXXI).

Стоит отметить, что в финале романа, несмотря на то, что Татьяна явно скучает по своей деревне, няне, по дому, в котором прошло ее детство, автор не говорит прямо о том, что она несчастна именно из-за своего брака:

«Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них? Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище» (глава 8 строфа XLVI).

Таким образом, достигнет ли в браке главная героиня любви или нет — остается вопросом открытым, ответ на который содержится в идеи произведения.

Композиция

Экспозиция в романе состоит из следующих эпизодов: предыстория жизни основных действующих лиц; приезд Онегина в имение дяди и знакомство его с Ленским. Завязка начинается с первой встречи Евгения с Татьяной, в результате которой главная героиня влюбляется в Онегина — начинается первая сюжетная линия, связанная с лейтмотивом настоящей и верной любви. Первая часть развития действия включает в себя такие события, как: диалог Татьяны с Няней; ее письмо Онегину; объяснение в саду между ними; гадание и пророческий сон Татьяны; празднование ее дня рождения; дуэль между Онегиным и Ленским, в результате которой Владимир погибает. Точка невозврата — посещение Татьяной опустевшей усадьбы Евгения, чтение книг в его библиотеке и понимание главной героиней мировоззрения своего возлюбленного:

«И начинает понемногу Моя Татьяна понимать Теперь яснее — слава богу — Того, по ком она вздыхать Осуждена судьбою властной» (глава 7 строфа XXIV).

Побывав в доме Евгения, Татьяна узнаёт, что Онегин уехал навсегда из деревни обратно в Петербург — с этого события начинается вторая сюжетная линия в романе, в которой Евгений раскрывается в представлениях Татьяны как жертва собственных заблуждений. После просмотра книг в его библиотеке в ее голове возвышенный образ Онегина снижается до слов подражанье, ничтожный призрак и пародия:

«Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон?.. Уж не пародия ли он?» (глава 7 строфа XXIV).

Вторая часть развития действия представлена в следующих эпизодах: замужество Ольги; поездка Татьяны с матерью в Москву на так называемую «ярмарку невест» и, как результат, замужество главной героини; путешествие Онегина и после двух лет возвращение его в столицу; встреча с Татьяной. Кульминация — письмо Онегина к Татьяне, в котором теперь он признается ей в любви. Этот эпизод завершает вторую сюжетную линию. В этот момент Татьяна окончательно видит в нём ничтожный и жалким образ влюблённого эгоиста:

«Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!» (Письмо Онегина к Татьяне).

Развязкой в произведении выступает сцена объяснения в любви, в котором Татьяна признаётся ещё раз в том, что любит Онегина, но из-за того, что она замужем и поклялась своему мужу в верности, она не может быть любовницей Евгения. Данная сцена завершает первую сюжетную линию: для обоих героев эта встреча последняя, отсылающая читателя к первой их самой встречи. Такая зеркальная композиция романа проецирует идею судьбы и отсутствие воли над ней:

«Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю» (Письмо Татьяны к Онегину).

«Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе» (Письмо Онегина к Татьяне).

Таким образов, в композиции романа отражается движение любви Татьяны от ее знакомства с Онегиным до окончательного расставания с ним в конце произведении.

Тема

Простая и честная юная дворянка с пламенной и чистой душой, но при этом доверчивая, суеверная и замкнутая, живущая в деревне, знакомится со столичным франтом и влюбляется в него. Однако он отказывает ей, но затем приходит на ее именины, где ссорится со своим приятелем, требующим сатисфакции. На дуэли он убивает своего друга. Потом к нему домой приходит она, но он уже уехал обратно в столицу. Спустя два года они опять встретятся, она уже замужем, а он до сих пор один. И теперь он признаётся ей в любви. Ей нужно выбрать: быть с ним, изменяя своему мужу, или остаться верной супругу.

Конфликт

Для того, чтобы понять природу конфликта в произведении, нужно ответить на 3 важных вопроса:

  • Из-за чего на самом деле произошла дуэль между Ленским и Онегиным?
  • Почему Татьяна будучи такой принципиальной в вопросах брака и любви вышла замуж за человека, которого не любила?
  • Почему Татьяна, продолжая любить Онегина, отказала ему в финале романа?

Ответ на первый вопрос кажется очевидным: Ленский приревновал Ольгу к Онегину во время бала в честь дня рождения Татьяны:

«Онегин с Ольгою пошел; Ведет ее, скользя небрежно, И, наклонясь, ей шепчет нежно Какой-то пошлый мадригал, И руку жмет — и запылал В ее лице самолюбивом Румянец ярче. Ленский мой Все видел: вспыхнул, сам не свой; В негодовании ревнивом Поэт конца мазурки ждет И в котильон ее зовет» (глава 5 строфы XLIII. XLIV).

Но почему же Владимир бы оскорблен только сейчас? До этого момента Онегин уже с иронией отзывался о возлюбленной Ленского. Так, после знакомства с Лариными Евгений сказал Владимиру об Ольге:

«Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт. В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне» (глава 3 строфа V).

Интересно мнение об этом известного пушкиниста Олега Барского, по словам которого «Ленский мог быть родным братом Татьяны, у них мог быть один отец» (Барский 2013: 115). Поэтому Владимир, догадавшись о близком родстве с Татьяной, во-первых, не мог встречаться с Татьяной, хотя она и была ему духовна близка (оба любили литературу, имели бурное воображение); во-вторых, он вызвал Онегина на дуэль, чтобы защитить не столько честь своей возлюбленной Ольги, сколько честь своей сестры Татьяны. Соответственно, после гибели Ленского слова автора о том, что Татьяна должна ненавидеть Онегина как убийцу своего брата становятся понятны читателю:

«Она его не будет видеть; Она должна в нем ненавидеть Убийцу брата своего» (глава 7 строфа XIV).

Конечно же, прямой цитаты в романе о том, что у Владимира и Татьяны общий отец, нет. Об этом мы узнаем лишь из контекста всего произведения, для расшифровки которого нужно найти причины отчужденности главной героини:

«Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой» (глава 2 строфа XXV).

Во-первых, Татьяна носит простонародное имя, которым обычно дворяне не называли так своих детей. Причина такого отношения матери к своей старшей дочери кроется в том, что изначально она ее не любила, ее рождения не ждала: «имя дано нежеланному ребенку <…> с очевидным безразличием. Тогда этот выбор — знак отчуждения. В нем разгадка одиночества Татьяны, её замкнутости и молчаливости» (Романова 2014: 155). Во-вторых, Дмитрий Ларин — не родной отец Татьяны, потому что, согласно Олегу Барскому, раз мать Татьяны не любила своего мужа, который будучи бедным бригадиром увез ее в провинцию жить и заниматься деревенским бытом, то она «не всегда была верна ему» (Барский 2013: 115). Какие же доказательства того, что среди всех мужчин в их округе именно отец Владимира является отцом Татьяны? Первый аргумент: Ларины и Ленские были соседями; второй аргумент: Владимир догадывался о том, что Ольга может быть такой же неверной как ее мать в молодости:

«Возможно ль? Чуть лишь из пеленок, Кокетка, ветреный ребенок! Уж хитрость ведает она, Уж изменять научена!» (глава 5 строфа ХLV).

Третий аргумент: после приезда домой из Германии Владимир посетил могилу отца Ольги. Эта сцена, по слова Барского, «приобретает особый смысл» (Барский 2013: 115). Ленский сравнивает умершего Ларина с шутом из пьесы «Гамлет» и произносит знаменитую фразу, принадлежащую главному герою шекспировской трагедии:

«Рооr Yorick! — молвил он уныло. — Он на руках меня держал. Как часто в детстве я играл Его Очаковской медалью! Он Ольгу прочил за меня, Он говорил: дождусь ли дня?..» (глава 2 строфа XXXVII).

В этой сцене автор как бы намекает читателю о том, что Владимир подозревает всю драму жизни Дмитрия Ларина, которому изменяла жена. При этом здесь явно чувствуется и сожаление о бренности бытия и ирония не только самого Ленского, но и Пушкина, который иронизирует над тем, что Владимир, так стремящейся не обмануться, сам может в будущем стать жертвой обмана. Ответ на второй вопрос, связанный с истинными причинами замужества Татьяны, действительно вступает в противоречие с принципами главной героини. Татьяна соглашается выйти замуж не из-за того, что она разлюбила Онегина, а потому что пожертвовала своими чувствами ради благополучия их обедневшего древнего рода. Мать Татьяны просит дочь согласится на брак с генералом, и главная героиня соглашается, так как помнит, что ее мать когда-то «спасла этим замужеством свое семейство от разорения или забвения, но теперь Татьяне выпала горестная честь восстановить статус старинного семейства, вернуть ему блеск» (Романова 2015: 70). Таким образом, понимание причин дуэли между Онегиным и Ленским, а также замужества Татьяны помогает сформулировать внешний конфликт главной героини. Она как нежеланная старшая дочь, оказавшаяся изгоем в своей семье, была противопоставлена не только своим близким и родным, но и всему светскому обществу, поощеравшему неравные браки, в которых нет любви. И, наконец, ответ на последний вопрос, касающийся причин отказа Татьяны быть с Онегиным, раскрывает внутренний конфликт главной героини. Традиционная трактовка мотивов данного поступка Татьяны, как правило, отсылает читателя к исходному тексту произведения, в котором замужняя женщина говорит своему воздыхателю следующее:

«Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна». (глава 8 строфа XLVII).

Именно эти слова стали основным предметом спора между теми, кто восхитился решением Татьяны, и теми, кто этот поступок осудил. Так, Достоевский встал на сторону замужней женщины, а Белинский оказался против, назвав ее «нравственным эмбрионом». Но на самом деле никто из них не прав, потому что нельзя рассматривать отказ Татьяны без контекста всего произведения. Соответственно, согласно современному прочтению романа, главная героиня в финале отказалась быть с возлюбленным по трем причинам: во-первых, она очень сильно боялась повторить судьбу своей матери. Такой вывод делается из того положения, в котором оказалась Татьяна: по судите сами, она выросла в семье, где мать изменяла мужу, младшая сестра, кокетка, ветреный ребенок, изменять научена. Поэтому неудивительно, что уподобляться своим родственникам она не захотела. Во-вторых, невозможность быть с убийцей своего несостоявшегося родственника. Ленского ещё при жизни Дмитрия Ларина считали женихом Ольги, и он в глазах Татьяны был не просто сосед, а будущий муж сестры. Поэтому встречаться с Онегиным с этической точки зрения было бы аморальным для главной героине. И, в-третьих, Татьяна уже не могла как раньше любить тот образ, который она создала в своей голове. В молодости она одновременно любила и Онегина и Ленского, «и того, и другого» (Барский 2013: 116):

«Ах, может быть, ее любовь Друзей соединила б вновь!» (глава 6 строфа XVIII).

Поэтому после смерти Владимира часть ее любимого образа исчезла, нарушив целостность всего идеала. При этом Евгений не смог в финале романа это компенсировать, так как в его словах она опять увидела очередные проявления того самого эгоизма, который был еще при первой сцене их объяснения в саду, когда он отказал ей, не поверив в настоящую любовь:

«И я любила вас; и что же? Что в сердце вашем я нашла? Какой ответ? одну суровость» (глава 8 строфа XLIII).

«А нынче! — что к моим ногам Вас привело? какая малость! Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом?» (глава 8 строфа XLV).

Таким образом, внутренний конфликт Татьяны заключается в том, что главная героиня хочет любить образ, воплощенный одновременно и в Онегине и Ленском, однако из-за гибели последнего она не может остаться с тем, кому изначально призналась в любви.

Идея

Идея произведения: СВОБОДА В ДОВЕРИИ. Данная идея основана на противоречии двух мировоззрений: одна «микроидея» (ДОВЕРИЕ) отражает взгляды протагониста в лице Татьяны, а другая «микроидея» (СВОБОДА) является жизненным кредо антагониста Онегина, который противопоставлен Татьяне и при этом выполняет функцию антигероя в романе. Формулировка идеи произведения строится на том, что Онегин всю жизнь дорожил своей свободой даже ценой хандры:

«Но был ли счастлив мой Евгений, Свободный, в цвете лучших лет, Среди блистательных побед, Среди вседневных наслаждений?» (глава 1 строфа XXXVI).

«Короче: русская хандра Им овладела понемногу» (глава 1 строфа XXXVIII).

«Свою постылую свободу Я потерять не захотел» (Письмо Онегина к Татьяне).

Однако свобода не в одиночестве, а в способности довериться тому, кто по настоящему тебя любит. И таким человеком оказалась Татьяна, которая будучи незамужней девушкой первая призналась в любви — тем самым интуитивно почувствовала, что счастье не в свободе, а в искренности и верности:

«По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать» (Письмо Татьяны к Онегину).

В результате Онегин в конце романа осознает свое заблуждение:

«Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан» (Письмо Онегина к Татьяне).

Таким образом, Татьяна, выбрав изначально путь доверия и честности, достигла внутренней свободы в отличие от Онегина, который искал лишь такие атрибуты внешней свободы, как холостяцкий образ жизни, положение в обществе, возможность путешествовать и т.д. В Татьяне «верность нравственно устойчивому оборачивается обретением спокойного достоинства и свободы» (Мартьянова 2013: 100). Кроме того, эта верность, по мнению некоторых литературоведов, «в конце концов, как верится, приведет и Татьяну Ларину к любви не прежней, но к истинной любви, обращенной к человеку, которому уже отдана верность» (Кошемчук 2011: 39). А значит, можно предположить, что Татьяна в браке сохранит и своё ощущение внутренней свободы и обретет новую любовь.

P.S.

Белинский был не прав, когда назвал Татьяну «нравственным эмбрионом», ведь главная героиня не остановилась в своем развитии, а эволюционировала от простой и доверчивой девушки до равнодушной и роскошной княгини:

«Но и следов Татьяны прежней Не мог Онегин обрести» (глава 8 строфа XIX).

«Ужели с ним сейчас была Так равнодушна, так смела?» (глава 8 строфа XX).

«Но равнодушною княгиней, Но неприступною богиней Роскошной, царственной Невы» (глава 8 строфа XXVII).

«Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла!» (глава 8 строфа XXVIII).

При этом за этим равнодушием и роскошью скрывается сильная и волевая женщина, которая осознает всю степень ответственности своего решения:

«А счастье было так возможно, Так близко!.. Но судьба моя Уж решена. Неосторожно, Быть может, поступила я» (глава 8 строфа XLVII).

Таким образом, Татьяна, расставшись с Онегиным, не просто отказала ему, а проявила ответственность и решительность, которые свойственны именно высокоморальному человеку, а не «нравственному эмбриону».

Список литературы:

  • Барский, О. В. Сюжетная полифония «Евгения Онегина»: Ленский и Татьяна / О. В. Барский // Омский научный вестник. — 2013. — №4 (121). — С. 113-117.
  • Белинский, В. Г. Собрание сочинений: В 9 томах / В. Г. Белинский. — Т. 6. — М., 1981. — 678 с.
  • Кошемчук, Т. А. Жизнеотрицание и жизнеутверждение в мире Чехова / Т. А. Кошемчук // Вестник Литературного института. — 2011. — №1. — С. 31-51.
  • Мартьянова, С. А. Английские черты в облике и поведении Татьяны Лариной / С. А. Мартьянова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2013. — №4 (2). — С. 98-101.
  • Романова, А. Н. Конструктивные противоречия в образе Татьяны Лариной / А. Н. Романова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2014. — №6. — С. 153-156.
  • Романова, А. Н. О художественном единстве образа Татьяны Лариной / А. Н. Романова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2015. — №1. — С. 67-71.

свободадоверие
© Евгений Иванников, 2021. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.