Обломов | Иван Гончаров

«Он не имеет ничего общего с бесчисленной массой грешников нашего времени, самонадеянно берущихся за дела, к которым не имеют призвания. Он не заражен житейским развратом и на всякую вещь смотрит прямо, не считая нужным стесняться перед кем-нибудь или перед чем-нибудь в жизни. Он сам не способен ни к какой деятельности, усилия Андрея и Ольги к пробуждению его апатии остались без успеха, но из этого еще далеко не следует, чтоб другие люди при других условиях не могли подвигнуть Обломова на мысль и благое дело» — так защищал Александр Дружинин самый ленивый образ русской литературы. Действительно ли Обломов при других обстоятельствах мог бы начать действовать или же это лишь оправдание его безволия? (Дружинин 1865: 599).

Характеристика героя

Главным героем в романе выступает Обломов, который является проводником сюжета, потому что он присутствует в большинстве событий произведения. При этом в нем недостатков больше чем достоинств, поэтому он относится к типу антигероя. С Обломовым также связана основная идея романа. Стоит отметить, что главный герой противопоставлен, с одной стороны, протагонисту Андрею Штольцу; с другой стороны, своему антагонисту Михею Тарантьеву.

Важными достоинствами Обломова являются доброта и честность. Так, по мнению его возлюбленной Ольги Ильинской, он кроткий и честный человек:

«Ты кроток, честен, Илья; ты нежен…» (часть 3 глава XI).

По словам соседского лакея, Обломов

«добрый, видно по всему, только обругает!..» (часть 1 глава X).

В основе положительных черт главного героя — его светлая, мягкая и открытая душа:

«...мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души...» (часть 1 глава I) «...а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки...» (часть 1 глава I).

В результате характер Обломова напоминал образ робкого ребенка с чистой и невинной душой:

«Душа его была еще чиста и девственна; она, может быть, ждала своей любви, своей поры, своей патетической страсти, а потом, с годами, кажется, перестала ждать и отчаялась...» (часть 1 глава V); «Кто только случайно и умышленно заглядывал в эту светлую, детскую душу – будь он мрачен, зол, – он уже не мог отказать ему во взаимности...» (часть 2 глава II); «В робкой душе его вырабатывалось мучительное сознание...» (часть 1 глава VIII).

Стоит отметить, что Обломов осознает свои отрицательные качества. Например, он понимает, что ленив и остановился в своем развитии как личность:

«...Обломов сознавал необходимость до окончания плана предпринять что-нибудь решительное...» (часть 1 глава I); «Что ж это я в самом деле? – сказал он вслух с досадой, – надо совесть знать: пора за дело! Дай только волю себе...» (часть 1 глава I); «Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему...» (часть 1 глава VIII).

А также упрекает себя то, что потратил свою жизнь впустую:

«Бесплодные сожаления о минувшем, жгучие упреки совести язвили его, как иглы...» (часть 1 глава VIII).

Главным недостатком Обломова является лень, обусловленная его нездоровым психическим состоянием. Илья Ильич страдает абулией, то есть у него патологическое отсутствие воли. Он осознает необходимость определенных действий, но не способен их выполнять, а также не может принимать для этого нужные решения. Как следствие, абулия Обломова порождает в нем безволие и апатию:

«Ум и воля давно парализованы, и, кажется, безвозвратно...» (часть 1 глава VIII); «...он уже лежит, глядя апатически в потолок, и книга лежит подле него недочитанная, непонятая...» (часть 1 глава VI); «...к нормальному своему состоянию, спокойствию и апатии...» (часть 1 глава VIII).

Признаки абулии главного героя выражаются во всём его поведении. Например, он всё время ничего не делает и лежит на диване:

«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием..» (часть 1 глава I); «Что ты это лежишь по сю пору, как колода?..» (слова Тарантьева, часть 1 глава IV).

Обломов даже смотрит и разговаривает лениво:

«Нет, не все! – лениво заметил Обломов...» (часть 1 глава II); «Он лениво, машинально, будто в забытьи, глядит в лицо хозяйки...» (часть 4 глава IX).

Илья Ильич болен также гиперсомнией, то есть он очень любит поспать. Так, слуга Захар с трудом будит его днем в половине пятого. Обломов при этом

«дрыхнет, как осиновый чурбан» (часть 1 глава XI).

Основная причина того, что Обломов не может справиться с апатией и безволием, связана с его эгоизмом, который в нем воспитывался с самого раннего детства. В результате эгоизма у Обломова сформировались такие отрицательные черты, как несамостоятельность, неприспособленность и избалованность. Например, Илья Ильич все время надеется, что другие помогут ему решить его проблемы:

«Ты не беспокой меня, а там, как хочешь, так и распорядись, только чтоб не переезжать...» (слова Обломова, часть 1 глава I); «...мне и думать-то об этом не хочется. Пусть Захар что-нибудь придумает...» (слова Обломова, часть 1 глава II); «Ничего не умеешь сам сделать. Все я да я! Ну, куда ты годишься? Не человек: просто солома!..» (слова Тарантьева, часть 1 глава IV).

Обломов, «воспитанный нежно» и «не знавший нужды», не приспособлен к каким-либо трудностям в жизни:

«...я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался <...> Разве у меня такое здоровье, как у этих «других»? Разве я могу все это делать и перенести?..» (часть 1 глава VIII).

Соответственно, главный герой в романе предстает избалованным человеком:

«Вот избаловался-то человек: с квартиры тяжело съехать! – с удивлением произнес Штольц...» (часть 2 глава III); «О, баловень, сибарит! – говорил Волков..." (слова Волкова, часть 1 глава I).

Эгоизм Обломова развил в нём большую любовь к себе, поэтому он всё время жалуется якобы на свое слабое здоровье и постоянно капризничает. Илья Ильич болен ипохондрией, то есть он боится заболеть, боится холода и сырости:

«– Здоровы ли вы? – спросил Волков.
– Какое здоровье! – зевая, сказал Обломов. – Плохо! приливы замучили. А вы как поживаете?» (часть 1 глава II); «И так здоровье мое никуда не годится...» (часть 1 глава VIII); «...здоровье-то плохо у меня...» (часть 2 глава III); «...и в его капризах, на которые хотя он и ворчал, и про себя и вслух, но которые между тем уважал внутренне, как проявление барской воли, господского права...» (часть 1 глава I); «...Обломов мешал Захару жить тем, что требовал поминутно его услуг и присутствия около себя...» (часть 1 глава VII).

Среди недостатков Обломова можно выделить ещё гедонизм. Он предпочитает праздность и удовольствие. Например, Илья Ильич страдает обжорством: любит вкусно поесть, но не знает меры, поэтому ежедневно объедается:

«...переполнять ежедневно желудок есть своего рода постепенное самоубийство; но он к этому привык и не пугался...» (часть 1 глава V).

Ленивая сущность Обломова в сочетании с эгоизмом негативно повлияли на его карьеру и финансовое состояние. Он обладает такими отрицательными качествами, как бесцельность и бесхозяйственность. Илья Ильич никогда ни одно дело не заканчивает до конца. Так, он не завершил успешно свою карьеру, прослужив чиновником всего два года:

«...надо же было выздороветь, – а за этим в перспективе было опять ежедневное хождение в должность. Обломов не вынес и подал в отставку. Так кончилась – и потом уже не возобновлялась – его государственная деятельность...» (часть 1 глава V).

Или, например, его бесцельность выражается в том, что он, хоть и изучал в молодости юриспруденцию, но на практике не способен составить даже заявление в полицию в свободной форме:

«Он учился всем существующим и давно не существующим правам, прошел курс и практического судопроизводства, а когда, по случаю какой-то покражи в доме, понадобилось написать бумагу в полицию, он взял лист бумаги, перо, думал, думал, да и послал за писарем...» (часть 1 глава VI).

О том, что Обломов ничего не доводит до конца, говорит и его друг Штольц:

«...как ты запирался с учителем математики, хотел непременно добиться, зачем тебе знать круги и квадраты, но на половине бросил и не добился? По английски начал учиться… и не доучился!..» (часть 2 глава IV).

Бесхозяйственность Обломова выражается в том, что он за 12 лет ни разу не посетил свое имение Обломовка:

«Я двенадцать лет не был там...» - говорит Илья Ильич (часть 1 глава IV).

В результате он не смог эффективно организовать труд своих крепостных крестьян, поэтому Обломов стал ежегодно разоряться: от родителей он получил 350 душ, но с годами число крестьян уменьшилось до 300:

«...по смерти отца и матери он стал единственным обладателем трехсот пятидесяти душ, доставшихся ему в наследство в одной из отдаленных губерний, чуть не в Азии» (часть 1 глава V); «Помилуй, а Обломовка? Триста душ!..» (часть 2 глава IV); «Как же с тремястами душ женятся другие?..» (часть 3 глава IV).

Бесхозяйственность Обломова царит не только в его имении, но и в квартире, которую он снимает в Санкт-Петербурге. Там тоже нет порядка, везде пыль и грязь:

«Какая у тебя чистота везде: пыли-то, грязи-то, Боже мой! Вон, вон, погляди ка в углах-то – ничего не делаешь!..» (слова Обломова, часть 1 глава I); «Посмотри-ка, ведь ты живешь точно на постоялом дворе, а еще барин, помещик!..» (слова Тарантьева, часть 1 глава IV).

Среди отрицательных черт Обломова являются следующие качества: нерешительность, беспечность и завистливость. Так, Илья Ильич не стремится принимать решения и действовать. Когда его просят съехать со съемной квартиры, он надеется найти способ остаться и никуда не съезжать:

«Как бы это устроить, чтоб… не съезжать? – в раздумье, про себя рассуждал Обломов...» (часть 1 глава II); «Неизвестно, долго ли бы еще пробыл он в этой нерешительности, но в передней раздался звонок...» (часть 1 глава I); «...неприятные письма старосты ежегодно повторялись, побуждали его к деятельности и, следовательно, нарушали покой...» (часть 1 глава I).

Стоит отметить, что Обломов, у которого

«во всем лице теплился ровный свет беспечности» (часть 1 глава I),

не привык считать свои доходы и расходы:

«Ах вы, обломовцы! – упрекнул он. – Не знают, сколько у них денег в кармане!..» (слова Штольца, часть 2 глава III).

Илья Ильич также завидует чужим успехам, в частности своему знакомому Судьбинскому:

«Эк ломят! – с завистью говорил Обломов; потом вздохнул и задумался...» (часть 1 глава II) «Каков Судьбинский! – прибавил, не без зависти, Обломов...» (часть 1 глава II).

Для того, чтобы защитить себя от внешнего мира, вынуждающего Обломова действовать, главный герой из открытого и любознательного ребёнка превратился в закрытого и равнодушного помещика 32-33 лет, в характере которого проявились такие отрицательные черты, как интровертность и замкнутость. Так, Илья Ильич не любит балы и высшее общество. Он искренне сочувствует своему приятелю Волкову в том, что тот посещает 10 знакомых за день:

«Боже ты мой! Вот скука-то должна быть адская!..» (часть 1 глава II); «И вам не лень мыкаться изо дня в день?..» (часть 1 глава II); «В десять мест в один день – несчастный! – думал Обломов. – И это жизнь!..» (часть 1 глава II).

Обломов, который

«не привык к движению, к жизни, к многолюдству и суете...» (часть 1 глава V),

равнодушен ко всему окружающему:

«Илья Ильич... не мог, и при своем равнодушии к всему, сносить терпеливо бесчисленных мелких недостатков Захара» (часть 1 глава VII); «Они находили теплый, покойный приют и всегда одинаково если не радушный, то равнодушный прием...» (часть 1 глава III).

Обломова ничего не интересует. Он почти не читает книги и журналы:

«..страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний...» (часть 1 глава I); «...сказал Обломов, – я так мало читаю...» (часть 1 глава II); «...только изредка, по указанию Штольца, пожалуй, и прочитывал ту или другую книгу, но не вдруг, не торопясь, без жадности, а лениво пробегал глазами по строкам...» (часть 1 глава VI).

Даже во время разговора он постоянно зевает:

«Какое здоровье! – зевая, сказал Обломов» (часть 1 глава II); «Педанты, должно быть! – сказал, зевая, Обломов» (часть 1 глава II); «– Я сам сейчас хотел вставать, – сказал он, зевая» (часть 1 глава IV).

Обломов занят только своими мыслями, поэтому он часто погружается в задумчивость:

«...Илья Ильич, погруженный в задумчивость, долго не замечал Захара...» (часть 1 глава I); «...Обломов опять погрузился в задумчивость...» (часть 1 глава I); «Он задумчиво сидел в креслах, в своей лениво красивой позе, не замечая, что вокруг него делалось, не слушая, что говорилось...» (часть 1 глава IV).

Стоит сказать, что Илья Ильич — своеобразный теоретик-идеалист, который хоть и много думает, но мало делает:

«Ты ступай к себе, а я подумаю... <...> Но он был в затруднении, о чем думать: о письме ли старосты, о переезде ли на новую квартиру...» (часть 1 глава I).

Например, он давно, уже несколько лет, обдумывает план, как улучшить дела в своем имении Обломовка, но на практике ничего не делает:

«...несколько лет назад, уже стал создавать в уме план разных перемен и улучшений в порядке управления своим имением...» (часть 1 глава I); «Но план был еще далеко не весь обдуман...» (часть 1 глава I).

Эскапизм Обломова формирует в нём такие качества, как рассеянность, пугливость и впечатлительность. Так, по словам своего слуги Захара Илья Ильич — рассеянный человек:

«Все теряете! – заметил он, отворяя дверь в гостиную, чтоб посмотреть, нет ли там...» (слова Захара, часть 1 глава I).

Каждый раз, когда кто-то и что-то тревожит его в состоянии размышления и раздумья, то Обломов пугается и испытывает страх:

«Не то на него нападал нервический страх: он пугался окружающей его тишины или просто и сам не знал чего – у него побегут мурашки по телу. Он иногда боязливо косится на темный угол...» (часть 1 глава V).

Отсутствие житейского опыта и идеалистические представления Обломова стали причиной его доверчивости и наивности. Например, он верит разным нехорошим людям, которые встречаются ему на пути:

«– Староста твой мошенник, – вот что я тебе скажу, – начал Тарантьев, пряча целковый в карман, – а ты веришь ему, разиня рот» (часть 1 глава IV); «Эх, ты! Не знаешь ничего. Да все мошенники натурально пишут...» (слова Тарантьева, часть 1 глава IV).

Цель Обломова — покой, жизнь без проблем и забот. Соответственно, любые мелкие житейские невзгоды Илья Ильич воспринимает с большой тревогой. Например, его беспокоит письмо старосты о том, что доходы в его имении уже несколько лет падают, или другая проблема — переезд на новую квартиру:

«Но он был в затруднении, о чем думать: о письме ли старосты, о переезде ли на новую квартиру, приняться ли сводить счеты? Он терялся в приливе житейских забот и все лежал, ворочаясь с боку на бок. По временам только слышались отрывистые восклицания: “Ах, боже мой! Трогает жизнь, везде достает”» (часть 1 глава I).

Такое отношение к жизни объясняет его немобильность и пассивность. Так, он уже 12 лет безвыездно живет в Петербурге в одном и том же доме на Гороховой улице:

«В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов...» (часть 1 глава I)
«...безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге...» (часть 1 глава V).

Апатия Обломова доведена до абсурда: он не то, что переезжать не хочет, у него даже нет желания и сил внутри собственной квартиры передвигаться. Илья Ильич все время лежит в одной комнате и редко бывает в других комнатах квартиры:

«...все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной...» (часть 1 глава I) «Куда? Здесь ищи! Я с третьего дня там не был...» (часть 1 глава I).

Тайна Обломова заключается в том, что Илья Ильич пытается скрывать от светского общества свою любовь к Ольге Ильинской: он боится официально объявлять всем о своих отношениях с ней. Например, Обломов испугался, когда узнал о том, что прислуга распускает слухи о предстоящей свадьбе его с Ольгой:

«“Люди знают! — ворочалось у него в голове. — По лакейским, по кухням, толки идут! Вот до чего дошло! Он осмелился спросить, когда свадьба. А тетка еще не подозревает или если подозревает, то, может быть, другое, недоброе... Ай, ай, ай, что она может подумать! А я? А Ольга?”» (часть 3 глава IV).

Композиция

Экспозиция в романе включает следующие события: получение письма от старосты Обломовки, в котором сообщалось о падении доходов имения; требование хозяина квартиры, которую снимал Обломов, о выселении из дома на Гороховой улице; посещение Илья Ильича разных знакомых (Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева), которые советуют ему побывать на светских мероприятиях; нежелание Обломова куда-либо выходить из своей квартиры; визит к главному герою Михея Тарантьева, который предлагает Обломову переехать на квартиру к его куме, а также рекомендует сменить старосту Обломовки и написать письмо губернатору. В конце экспозиции после ухода всех посетителей Обломов погрузился в сон. Завязка в произведении — приезд его друга Андрея Штольца, на которого надеялся Обломов в решении своих бытовых и финансовых проблем. С приходом Андрея Ивановича начинается первая сюжетная линия, связанная с попыткой главного героя измениться и быть более деятельным и активным. Штольц — это последний шанс Обломова стать успешным и счастливым. Первая часть развития действия состоит из следующих эпизодов: помощь Штольца в решении проблем Обломова, приказ Андрея Ивановича о том, чтобы не пускать Тарантьева в квартиру; посещение Ильи Ильичом в сопровождении своего друга различных столичных обществ; жалоба главного героя на суету и шумность людей; планирование Штольцем будущего Обломова: сначала путешествие за границу, затем поездка в Обломовку. Однако мечтам не суждено было сбыться в связи с тем, что произошло новое событие, которое окончательно вывело главного героя из привычного состояния апатии. В точке невозврата Обломов знакомится с Ольгой Ильинской, в которую влюбляется. С этой встречи начинается вторая сюжетная линия, отражающая стремления Обломова построить идеальную счастливую семью. Во второй части развития действия Захар жениться на Анисье; Обломов по совету Тарантьева переезжает в дом Агафьи Пшеницыной, на Выборгскую сторону; он получает письмо от владельца соседнего поместья о том, что дела в Обломовке плохи, прибыли почти никакой нет и нужно срочное личное присутствие хозяина; Илья Ильич по рекомендации брата Агафьи Матвеевны отправляет в качестве управляющего своим имением Затертого, который в дальнейшем окажется вместе с Тарантьевым мошенником, укравшим у Обломова оброк с его поместья. Главный герой продолжает скрывать от всех свои отношения с Ольгой Ильинской, которая хочет уже быстрее выйти за него замуж, однако Обломов предлагает ей еще подождать год, пока он окончательно не решит свои финансовые проблемы. В результате в кульминации романа Ольга, уставшая от нерешительности Ильи Ильича, уходит от его, и они расстаются. Так заканчивается вторая сюжетная линия, посвященная неудачному поиску счастья Обломова. В развязке произведения главный герой в итоге женится на Агафье Пшеницыной, у них рождается сын; Штольц помогает Обломову в разоблачении мошенников, пытавшихся украсть у него имение; Ольга выходит замуж за Андрея Ивановича; через пару лет от инсульта умирает Илья Ильич, которому врачи до этого рекомендовали больше двигаться и соблюдать диету, однако он все этого не делал. После чего Ольга и Андрей усыновляют ребёнка Обломова. Таким образом, в развязке романа заканчивается первая сюжетная линия, выраженная в попытке главного героя не превратиться в своих родителей. Однако в конце произведения Обломов выбирает покой, довольство и безмятежную тишину, тем самым воссоздав свой родной дом из детства — свою Обломовку:

«— Что ж там делается? — с испугом спрашивала Ольга. — Разве «бездна открылась»? Скажешь ли ты мне? Он молчал. — Да что такое там происходит? — Обломовщина! — мрачно отвечал Андрей и на дальнейшие расспросы Ольги хранил до самого дома угрюмое молчание» (часть 4 глава IX).

Тема

Добрый и честный барин средних лет, но при этом ленивый и апатичный, с приездом своего друга надеется решить свои бытовые и финансовые проблемы. В результате он знакомится с юной красавицей, в которую влюбляется. Она отвечает ему взаимностью, но при этом хочет, чтобы он изменился и стал более активным и деятельным. У героя есть выбор: превратиться в своего предприимчивого деловитого друга или остаться самим собой, таким же безвольным, несамостоятельным и беспечным ребенком в душе, каким он был всегда, однако тогда ему придётся расстаться со своей возлюбленной.

Конфликт

Внешний конфликт в романе выражается в том, что Обломов противопоставлен всем, кто осуждает его за лень и апатию:

«...ты выгнал труд из жизни: на что она похожа?...» (слова Штольца, часть 2 глава IV); «Лентяй ты, лентяй! Пропадешь, брат, Илья Ильич, ни за копейку!...» (слова Тарантьева, часть 1 глава IV); «Все такой же неисправимый, беззаботный ленивец!..» (слова Пенкина, часть 1 глава II).

При этом окружающие не видят за ленью Обломова «пылкой головы» и «гуманного сердца», воспринимая его, с одной стороны, чудаком:

«Чудак ты этакой!..» (слова Тарантьева, часть 1 глава IV); «Ах вы, чудак!..» (слова Пенкина, часть 1 глава II),

а с другой стороны, называя его безнадежным и пропащим человеком:

«Пропащий, совсем пропащий человек! – говорил Тарантьев...» (часть 1 глава IV); «Ну, брат Илья Ильич, совсем пропадешь ты...» (слова Тарантьева, часть 1 глава I).

Сам Обломов считает себя особенным, не таким как другие. С точки зрения Обломова, другой —

«голь окаянная», грубый, необразованный человек, живет грязно, бедно, на чердаке», «бегает день-деньской», «сам себе сапоги чистит, одевается сам, хоть иногда и барином смотрит», «другой работает без устали, бегает, суетится, не поработает, так и не поест», «другой кланяется, просит, унижается…» (часть первая глава VIII).

В результате он делает вывод о том, что

«сам Илья Ильич не таков. К чему сводятся все обвинения другому? Другой все делает сам» (Мальцева 2011: 290).

Внутренний конфликт связан с таким мировоззрением Обломова, как консерватизм. Он хочет, чтобы ничего в жизни не менялось. Илья Ильич не любит перемены в жизни:

«Ну, пусть эти «некоторые» и переезжают. А я терпеть не могу никаких перемен!..» (часть 1 глава II); «Я восемь лет живу, так менять-то не хочется...» (часть 1 глава IV); «С квартиры гонят; вообразите – надо съезжать: ломки, возни… подумать страшно!..» (часть 1 глава II).

Консервативные взгляды Обломова отразились даже на его отношении к прогулкам. Он является страшным домоседом и почти не выходит из дома:

«Когда он был дома – а он был почти всегда дома, – он все лежал...» (часть 1 глава I); «А теперь когда станешь убирать? Вы всё дома сидите..." (часть 1 глава I); «Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым днем все крепче и постояннее водворялся в своей квартире...» (часть 1 глава V); «...вечно спертый воздух в комнате и постоянное сиденье взаперти...» (часть 1 глава V).

Однако в реальности Обломов был вынужден переехать, а также выйти в свет. В результате внутренний конфликт Ильи Ильича разрешился в том, что он выбрал не Ольгу Ильинскую, которая заставляла его двигаться, а Агафью Пшеницыну, при которой вся жизнь его окончательно остановилась.

Идея

Идея произведения: БЕЗВОЛИЕ — ВОРОВСТВО БУДУЩЕГО. Данная формулировка обусловлена столкновением двух микроидей. С одной стороны, безволие как основная черта главного героя — Обломова. С другой стороны, воровство как воплощение сущности его антагониста — Михея Тарантьева, который обманным путём украл оброк из имения Ильи Ильича:

«Если он дело знает, кум, я боюсь, чтоб там чего не вышло. Как узнает, что оброк-то собран, а получили то его мы, да, пожалуй, дело затеет..» (слова Ивана Матвеевича Тарантьеву, часть 4 глава III).

Обломов противопоставлен Тарантьеву по степени активности: Илья Ильич ничего не делает, а Михей Андреевич слишком «деятельный» в негативном смысле. Его деструктивные действия выражены в стремлении обманывать таких «олухов» как Обломов, воровать у них, обогащаться за чужой счёт. Кроме того,

«Тарантьев отличен своей неопрятностью и грубостью по отношению ко всему его окружающему. <...> Отрицание всего сущего позволяет причислить героя к разряду нигилистов» (Смирнов 2015: 71).

Если Обломов относится к архетипу младенца, то образ Тарантьева характеризуется как архетип трикстера. Так,

«через архетип младенца прослеживаются истоки формирования идеального миропорядка Обломова» (Смирнов 2017: 7).

Илья Ильич также как младенец (Юнг 1996) предчувствует будущее, ощущает себя покинутым из родного дома, как следствие, чувствует свою незащищенность и уязвимость, но при этом хранит в себе мощные жизненные силы, которые демонстрирует в период влюбленности к Ольге Ильинской . Тарантьев, напротив, представлен как

«обособленный тип, который врывается в квартиру Обломова. Противоречивость героя сближает его с архетипом трикстера, совершающего странные (иногда благие, иногда порочные) действия» (Смирнов 2015: 72).

Например, он сначала попытался силой поднять Обломова с постели, затем хотел ударить проходящего мимо слугу Захара. Тарантьев груб и не уважает ничего, но при этом иногда помимо воровства и обмана совершает неосознанно

«благие поступки, думая, что творит зло ради своей наживы» (Там же: 73).

Так, именно Тарантьев предложил Обломову либо отправиться в имение, чтобы решить все проблемы на месте, либо написать туда письмо исправнику. И Обломов от активных действий Тарантьева сам начинает тоже действовать Это приводит даже к тому, что добрый и миролюбивый Илья Ильич вдруг срывается, узнав о мошенничестве Тарантьева, и наносит обидчику удар:

«В комнате раздалась громкая оплеуха. Пораженный Обломовым в щеку, Тарантьев мгновенно смолк, опустился на стул и в изумлении ворочал вокруг одуревшими глазами» (часть 4 глава VII).

Таким образом, смысл произведения заключается в том, что Илья Ильич своим бездействием не реализовал те возможности, которые у него были: родители дали ему хорошее образование, обеспечили стабильным финансовым состоянием, создали все условия для карьерного роста в столице. Однако он всем этим не воспользовался. В результате упущенной выгоды Обломов потерял, а точнее так сказать «своровал у самого себя» перспективное будущее. Из-за безволия главным герой притянул к себе всяких мошенников таких, как Тарантьев и Иван Матвеевич, которые в итоге и его обманули.

P.S.

Адвокат ленивого человека, критик Александр Дружинин оказался не прав, посчитав, что, во-первых, Обломов — положительный персонаж, а, во-вторых, что он якобы своим бездействием никому не наносит вреда. При подробной анализе характеристики главного героя становится понятно, что в произведении Обломов — антигерой, в котором недостатков значительно больше, чем достоинств, поэтому отнести его к положительному герою невозможно. Что касается его безволия, которое как будто бы не вредит никому, то это также является заблуждением. Из-за того, что Обломов равнодушно относился ко всем, он не смог позаботиться о будущем своих крепостных крестьян. Так, его слуга Захар в конце произведения оказался на улице:

«— Ах, батюшка, Андрей Иваныч! Что ж делать? — тяжело вздохнув, начал Захар. — Чем питаться? Бывало, когда Анисья была жива, так я не шатался, был кусок и хлеба, а как она померла в холеру — царство ей небесное, — братец барынин не захотели держать меня, звали дармоедом» (часть 4 глава XI).

При этом сам Илья Ильич закончил свою жизнь в покое и умиротворении. Таким образом, Обломов — это паразит, который всю жизнь стремился жить в таком месте как Обломовка, где время как будто бы остановилось, где ничего не нужно делать, где нет никакого развития, а «обломовщина » — это болезнь, оправдывающая ленивый образ жизни такого паразита как Обломов. Ведь его основными инструментами выживания являются только жалость к себе и безответственный эгоизм.

Список литературы:

  • Дружинин, А. В. Обломов / А. В. Дружинин // Собрание сочинений А.В. Дружинина : [в 8 т.]. Том седьмой. — Санктпетербург : В типографии Императорской Академии Наук, 1865. — С. 579-601
  • Мальцева, Т. В. Авторская стратегия самоидентификации героя в романе И. А. Гончарова «Обломов» / Т. В. Мальцева // Пушкинские чтения. — 2011. — №16. — С. 287-294.
  • Смирнов, К. В. Дихотомия добра и зла в романе «Обломов» И.А. Гончарова / К. В. Смирнов // Вестник Костромского Государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2015. — №3. — С. 71-76.
  • Смирнов, К. В. Архетипы в романе И. А. Гончарова «Обломов» : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.01 / К. В. Смирнов. – Вологда, 2017. — 18 с.
  • Юнг, К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / К. Г. Юнг : Государственная библиотека Украины для юношества. — Киев, 1996. — 384 с.

воля
© Евгений Иванников, 2021. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.