Джон Нойес. Свободная любовь

“Проснулся в 6, встал в 8. Читал Нойеса об общинах. Думал: удаление в общину, образование общины, поддержание ее в чистоте — все это грех — ошибка. Нельзя очиститься одному или одним; чиститься, так вместе; отделить себя, чтобы не грязниться, есть величайшая нечистота, вроде дамской чистоты, добываемой трудами других. Это все равно, как чистить или копать с края, где уж чисто. Нет, кто хочет работать, тот залезет в самую середину, где грязь, если не залезет, то, по крайней мере, не уйдет из середины, если попал туда” Это запись из дневника Льва Толстого. Почему известного русского писателя так интересовали американские религиозные общины? О какой чистоте рассуждал автор романов “Война и мир” и “Анна Каренина”, и кто же такой Нойес?

Ранним утром 22 апреля 1889 года в Москве Лев Толстой с упоением читал «Историю американского социализма», автором которой был Джон Хамфри Нойес. Именно этот человек изменил наши представления о сексе, браке и любви. Ему приписывается создание термина free love — «свободная любовь».

Глава первая ПРЕОБРАЖЕНИЕ

Джон Хамфри Нойес родился в Братлборе — штат Вермонт — в 1811 году. После окончания Дартмутского колледжа в жизни двадцатилетнего Джона Нойеса произошли большие перемены. Он серьёзно обратился к религии и решил посвятить себя ей. В результате он отказался от карьеры юриста и продолжил своё обучение в духовной семинарии.

На втором курсе обучения в Йельской теологической семинарии Джон Нойес в результате собственных математических вычислений совершил теологическое открытие. По его мнению, в 70 году нашей эры якобы произошло второе пришествие Иисуса Христа, которого официальная католическая церковь до сих пор только ожидает.

Выводы Нойеса позволили ему пересмотреть проблему спасения от греха. С точки зрения молодого семинариста, во время второго пришествия Христос подарил людям волю, а значит теперь человек может полностью освободиться от греха.

Джон Нойес отказался соблюдать Закон Божий и традиционные моральные нормы. По его мнению, консервативное христианское учение лжёт, говоря людям о том, что человек не может быть полностью свободным от греха.

20 февраля 1834 года Джон Нойес объявил себя совершенным и свободным от греха. Все были шокированы. Преподаватели, и так до этого называвшие Нойеса еретиком, посчитали его психически неуравновешенным человеком.

После такого заявления от Нойеса отвернулись все его коллеги. Он был исключен из семинарии и лишён недавно выданной лицензии пастера. Но это был не конец — это было только начала его нового пути.

Глава вторая ПЕРФЕКЦИОНИСТ

Джон Нойес вернулся в штат Вермонт и поселился в небольшом городке Патни. Там он основал секту под названием “библейская школа”. Несмотря на то, что Нойес не имел права заниматься религиозной деятельностью, он продолжал проповедовать.

«Я лишился их лицензии на грех, и они продолжают делать грех; они отобрали мою лицензию на проповедничество, но я продолжаю проповедовать» — так ответил Джон Нойес, когда у него спросили о его несостоявшейся карьере пастера.

В Патни Нойес стал издавать журнал «Перфекционист», в котором излагал свои видение по поводу вопросов брака и любви. Находясь под влиянием религиозного перфекционизма, Нойес утверждал, что поступок нельзя считать греховным, если человек обладает чистым сердцем и любовью к Христу. Например, похоть могла быть как нечестивой, так и святой.

Любая теория требует практики. Поэтому Нойес решил проверить свои идеи на своём личном опыте. И в этом ему помогла супружеская жизнь.

В 1838 году Джон Нойес женился на Харриет Холтон, с которой изначально стал жить в традиционном христианском браке. За первые шесть лет брака Холтон родила ему пятерых детей, из которых выжил только один ребёнок.

Нойесу было тяжело смотреть, как его жена мучилась и страдала от родов и потери детей. В результате он решил изменить отношение к браку. Они просто стали жить раздельно.

Хотя воздержание от интимной жизни и принесло супружеской паре облегчение и удовлетворение, абсолютного отказа от секса Ноейс не хотел. Он стал изучать разные сексуальные техники, которые позволили бы обоим получать удовольствие, но не приводили бы к беременности.

Джон и Харриет начали практиковать сохранённый половой акт для предотвращения незапланированного зачатия. Что такое сохранённый половой акт? Это способность мужчины испытывать оргазм без эякуляции. Достигнув совершенства в этом методе контроля рождаемости, Нойес решил обучить и других мужчин и женщин получать удовольствия без нежелательных последствий.

Глава третья КОММУНА

В 1848 году один из ярых поклонников Джона Нойеса приобрел участок земли возле реки Онейда-Крик, на самой границе округов Онайда и Мэдисон. В результате Нойес со своими учениками переехал из Патни в город Онейд. Спонсором коммуны стал Джонатан Барт, который безвозмездно разрешил Нойесу строить на своей земле новый мир, не обремененный традиционными моральными устоями.

Тогда в середине 19 века на территории США существовало масса коммун и общин, в которых практиковались идеи “милленаризма”, то есть вера в грядущие фундаментальные изменения общества. Например, самая известная и многочисленная религиозная организация так называемых “шейкеров”.

Главой шейкерского поселения была эмигрантка из Англии Анна Ли, которая ещё в конце 18 века основала религиозную коммуну в городе Колони, штат Ньй-Йорк.

Самое интересное, что шейкеры проживали недалеко от общины Джона Нойеса, на расстоянии в 180 километров. И если там, в Колони, призывали к полному сексуальному воздержанию, то здесь, в Онейде, — расцветал групповой брак.

Анна Ли и Джон Нойес были абсолютными противоположностями. Анна была из бедной английской многодетной семьи, тогда как Джон вырос в семье богатого американского конгрессмена. Анна не умела читать и писать. Вместо подписи она ставила крест. Джон напротив — получил хорошее образование в колледже.

И самое главное, у Анны в отличие от Джона была несчастная личная жизнь. Посудите сами, Анна насильно была выдана замуж за алкоголика, каждая вторая беременность заканчивалась для неё выкидышами, и все дети, которых она родила, умерли: трое во младенчестве, а последняя девочка скончалась на седьмом году жизни.

Анна впала в депрессию. И чтобы выйти из неё, она погрузилась в ежедневную тяжелую работу и вступила в христианское сообщество “трясущихся квакеров”. Дома она полностью отказалась от интимных отношений с мужем.

Её муж, Абрахам Стенли, сначала был против своеобразного целибата, но потом сам стал членом религиозной общины и даже помог ей уехать в Америку. Однако там он предал её — бросил ради молодой любовницы.

Анну Ли и Джона Нойеса объединяло одно — ненависть к официальной церкви, которая поддерживала насилие и жестокие законы государства. Однако Нойес, будучи финансово более обеспеченным, чем Ли, посмотрел на любовь с другой стороны. Для него духовность и телесность стали неразрывным целым.

Но как же быть с социальной справедливостью? Ведь брак — это тоже результат капитализма, в котором всегда есть бедные и богатые. Неужели, чтобы достичь всеобщего равенства, нужно отказаться от традиционного брака?

Глава четвертая СЛОЖНЫЙ БРАК

Джон Ноейс называл своих последователей “библейскими коммунистами”. По сути, коммуна Онейда была религиозной сектой, в которой был свой гуру — Джон Ноейс, ученики, беспрекословно подчинявшиеся духовному лидеру, строгие правила, система наказаний и поощрений и утопическая идеология, проповедующая так называемый “сложный брак”.

Для того, чтобы понять, что такое сложный брак, который использовался в коммуне Ноейса, нужно разобрать какие ещё формы отношений между мужчинами и женщинами существуют.

История развития человеческого брака — это эволюция от полигамии к моногамии. Так, изначально были две основные разновидности полигамии: полиандрия или многомужество и полигиния или многоженство. При дальнейшем разрушении полигамных отношений, полиандрия трансформировалась в левират, то есть союз мужчины с овдовевшей супругой своего покойного брата, а полигиния превратилась в сорорат — противоположность левирата, когда овдовевший мужчина обязан был брать в жёны сестру своей покойной супруги. Не одна из этих форм брака не устраивала Джона Нойеса, и тогда он придумал сложный или групповой брак, то есть все члены его общины считались жёнами и мужьями друг друга. При этом они не должны были заводить между собой моногамные отношения, чтобы не сблизиться и не отдалиться от других членов коммуны.

Если к общине присоединялись взрослые супружеские пары, то им разрешалось оставаться лишь первичными партнёрами, но фактический союз между ними прекращался. Когда возникали споры, Ноейс выступал посредником в их разрешении.

Если, например, муж не хотел ни с кем делить свою жену, Нойес говорил: «Я не говорю, что ты должен забыть ее или меньше любить. Но разве ты не можешь любить её, не притязая на неё?» По мнению гуру, собственничество — это «липкая любовь». Поэтому он заставлял влюблённых сделать перерыв в отношениях, чтобы охладить страсти.

Такой сексуальный договор как сложный брак имел свои достоинства и недостатки. С одной стороны, женщины в коммуне были более свободными, чем в любом месте пуританской Америки. Они участвовали в принятии решений общины. Благодаря наличию детского дома, куда они отдавали своих детей, у женщин появилось больше количество свободного времени, которое они использовали для творческой самореализации. Кроме того, сохранённый половой акт как своеобразный метод контроля за рождаемостью помог женщинам самостоятельно планировать свою беременность. В результате пары занимались сексом ради удовольствия, не боясь о последствиях.

Но были и минусы. Несмотря на то, что всё имущество коммуны считалось общим, члены секты были разделены на «духовные касты» в зависимости от степени просветленности. Так, на самой вершине иерархии находился сам Джон Нойес, призывающий молодежь брать сексуальные уроки у старшего поколения. Таким образом, в Онейде был распространён межпоколенческий секс, который сегодня мы бы назвали обычным изнасилованием.

Глава пятая БЛУМЕРЫ

Положение женщин в коммуне Нойеса действительно было революционным для того времени. В США и Британии царила викторианская эпоха, в которой женщина находилась в угнетенном бесправном состоянии. В общине Онейда ситуация была иная: женщинам многое позволялось. Так, они могли выполнять наравне с мужчинами почти любую работу, на которую были способны и носить ту одежду, которая казалась им удобной — вплоть до панталон, что было неслыханным для викторианских моралистов.

В 1849 году американский популярный медицинский журнал Water-Cure Journal призвал своих читательниц придумать стиль одежды, который был бы не так вреден для их здоровья. И женщины прислали много эскизов одежды, вдохновляясь модными в то время турецкими мотивами. В следующем же году на курортах Америки появились модницы, щеголявшие в коротких, по колено, юбках с надетыми под них широченными шальварами. По-русски говоря, это такие широкие штаны, носимые в южной Азии, которые обычно называются шароварами.

Модницы сперва носили такие наряды во время лечебных процедур в чисто женских компаниях, а потом начали появляться и в людных местах. И новый женский наряд так бы остался временным модным трендом, если бы одна предприимчивая женщина не популяризировала новые юбки.

В это время в штате Нью-Йорк издавался журнал для женщин «Лилия», посвященный борьбе слабого пола за равноправие с мужчинами. И вот в одном из номеров издательница этого журнала Амелия Дженкс Блумер на своём личном примере продемонстрировала достоинства нового наряда. Она не только начала носить «турецкий» костюм повседневно, но и разрекламировала его через свой журнал. В результате количество подписчиков «Лилии» увеличилось с 500 человек до 4 тысяч.

Среди читательниц журнала новые юбки получили прозвище «блумеры» в честь Амелии Дженкс Блумер. По всей стране женщины стали носить блумеры, поскольку они были удобнее обычных юбок, особенно при путешествиях. А те, кто не мог себе их позволить, просто под свои повседневные юбки поддевали мужские штаны.

Ортодоксальное духовенство было в ярости, считая новые юбки неприличными и распутными. Однако только в коммуне Джона Нойеса женщины могли свободно носить блумеры и не бояться никакой критики.

Глава шестая КОМИТЕТ ЛЮБВИ

Всё было бы идеально для женщин в общине Онейда, если бы не одно “но” — абсолютный контроль за сексуальной жизнью его членов. Молодых женщин по сути принуждали к сексу с мужчинами старшего возраста. Право первой ночи с девственницами всегда принадлежало духовному лидеру секты.

В 1848 году была основана коммуна Онейда. Но если в этой дате вместо 8 подставить цифру 9, то перед нами будет дата первой публикации известного романа Джорджа Оруэлла “1984”. А если ещё переставить местами 4 и 8, то перед нами будет время действия той самой антиутопии, которую пытался построить Джон Нойес.

В романе Оруэлла есть так называемое “Министерство любви”, которое занималось политическими репрессиями. Сотрудники министерства искали, перевоспитывали и уничтожали мыслепреступников, тех, у кого было независимое мышление, отличающееся от правящей идеологии. Главные герои — влюбленная пара Уинстон и Джулия. Однако для государства любовь между мужчиной и женщиной — это угроза режиму. Поэтому таких как Уинстон и Джулия в тоталитарном обществе пытают до тех пор, пока они не предадут друг друга, пока любовь к Старшему Брату не разрушит их чувства.

Своим “Министерством любви” в секте Джона Нойеса был своеобразный “Комитет любви”, в котором все отношения и связи членов коммуны были задокументированы. Кроме того, данный комитет выдавал и разрешения на секс в ходе специального заседания. При этом тех, кто отлынивал или плохо исполнял общественную работу, лишали сексуальной жизни вообще.

Бюрократия и жесткая регламентация личной жизни позволяли полностью контролировать людей и принуждать их к выполнению общественного труда. “Работа за секс” — вот настоящая формула успеха Джона Нойеса, основанная на базовых потребностях человека. За красивым лозунгом о свободной любви скрывались меркантильные цели духовного лидера секты.

Несмотря на то, что сектанты называли себя коммунистами, с самого начала в общине процветал капитализм. Джон Нойес утверждал, что «деньги — это душа мира». По его мнению, «чтобы подчинить мир Христу, мы должны связать религию с зарабатыванием денег». Поэтому коммуна Онейда прославилась прежде всего тем, что смогла превратиться в крупнейшую компанию в мире по производству столовых и кухонных приборов.

Глава седьмая ONEIDA LIMITED

Компания Oneida Limited была основана в 1880 году Джоном Нойесом. Изначально в общине пробовали изготавливать различные товары. Шёлковые нити, цепи и даже охотничьи ловушки делали члены коммуны Онейда. Однако рентабельность производства большинства этих товаров постепенно снижалась, и компания прекращала их выпускать.

В итоге Oneida Limited стала специализироваться на производстве столовых и кухонных приборов, посуды из нержавеющей стали, серебра и стекла. Компания Джона Нойеса превратилась в крупнейшую транснациональную корпорацию со своими заводами и фабриками не только в США, но и в Южной Америке, Европе и Азии.

В 80-е годы 20-ого века каждая вторая серебряная ложка или вилка в США была произведена под брендом Oneida Limited. При этом секрет успеха бывшей коммуны простой — невероятная консолидация и лояльность сотрудников в любые, даже самые тяжелые времена для компании.

Джон Нойес в своих сексуальных экспериментах заложил основы нового подхода во взаимоотношениях людей в отдельно взятой социальной группе. Духовный лидер показал, что система поощрения и наказания, а также относительное равенство между руководителями и подчиненными позволяют эффективно сохранять общинное устройство жизни.

Даже после смерти Нойеса компания продолжала развиваться и адаптироваться к новым условиям рынка. И каждый раз, когда доходы фирмы падали, директора умудрялись договориться с трудовым коллективом. Например, любому работнику фабрики была гарантирована зарплата в размере прожиточного минимума. А в конце каждого года вся прибыль компании делилась пополам, одну половину из которой распределяли поровну между всеми работниками. Кроме того, в период финансовых проблем руководители сокращали себе денежное вознаграждение вдвое, стремясь сохранить зарплату и коллектив своих подчинённых.

Главным ресурсом своей коммуны Джон Нойес, безусловно, считал не бизнес, позволяющий ему обогащаться, а детей, рожденных и воспитанных в общине. Именно новое поколение, по замыслу лидера секты, должно было быть очищено от всего того, что связано с традиционными представлениями о человеке и семье. Для этого Нойес организовал и провёл свой важный генетический эксперимент по созданию особенных людей.

Глава восьмая СТИРПИКУЛЬТУРА

“Библейские коммунисты” были родоначальниками современной системы образования. Детский дом, находившийся на территории коммуны, представлял из себя не что иное, как прототип обычного детского сада и школы, где не родители занимались своими детьми, а специально обученные няни и воспитатели.

У Джона Ноейса была идея рождения здорового, крепкого и высокодуховного потомства путем искусственного отбора. В результате в коммуне появился генетический эксперимент, названный самим духовным лидером как “стирпикультура”. Данный термин образован от двух слов: от латинского stirps — корневище, стебель, ствол и английского culture — культура. По сути, стирпикультура была одной из форм евгеники, популярной в XIX веке.

Основателем евгеники был английский психолог, двоюродный брат Чарльза Дарвина, Фрэнсис Гальтон, который в 1869 году в своей книге «Наследование таланта» сформулировал основные принципы нового понятия. Гальтон предложил улучшать такие качества будущих поколений, как одаренность, умственные способности и здоровье. Для этого необходимо было проводить селекцию людей, то есть дети должны были рождаться только у тех родителей, которые обладали лучшими наследственными признаками.

Если с середины 19 века и до начала 20 века вся Европа была поглощена идеями евгеники, то уже после Второй Мировой войны поклонников данного учения стало намного меньше. А всё потому, что евгеника стала ассоциироваться с фашизмом и расизмом. Именно немецкие нацисты оправдывали свои преступления теоретическими обоснованиями евгеники.

Учение проповедует не просто искусственный отбор среди людей, а намеренное вмешательство государства в репродуктивную функцию человека. Согласно сторонников евгеники, в целях «улучшения расы» такие вредные для общества лица, как маньяки, психопаты, инвалиды, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни, подлежат обязательной стерилизации. В противном случае общество будет тратить огромные деньги на содержание таких маргинальных представителей социума, что в итоге может привести к банкротству государства. В то время, когда Гальтон выпустил свой знаменитый труд по евгенике, Джон Ноейс решается начать свой беспрецедентный эксперимент по выращиванию новых людей. Оставалось только выбрать подходящих кандидатов на роль родителей. Для этого был образован специальный комитет, на заседании которого обсуждались члены секты, желающие иметь детей.

Дело в том, что если в коммуне рождался незапланированный ребенок, зачатие которого не было заранее утверждено руководителями секты, то он передавался непосредственно своим родителям, которые самостоятельно должны были его воспитывать и обучать. При этом члены общины никак им не помогали. Поэтому многие были заинтересованы в том, чтобы их ребенок ни в чем не нуждался. Для того они были готовы ждать, когда же им в коммуне разрешат рожать, так как только запланированные дети были обеспечены всем необходимым.

В коммуне выпускалась собственная газета под названием “Циркуляр”, в которой Джон Нойес рассказывал об эксперименте. Так, он опубликовал ряд статей, в которых объяснял критерии отбора будущих родителей. Они, по мнению духовного лидера, должны были обладать всеми качествами христианских патриархов. Например, послушание Авраама и богочеловечность Христа. В результате, по замыслу Нойеса, дети также бы смогли унаследовать данные признаки.

Самый важный критерий отбора — это возраст участников эксперимента. Джон Нойес обращал внимание не на физическое здоровье кандидатов, а на их нравственные и духовные качества. Соответственно, среди мужчин предпочтение было отдано старейшим коммуны как самым мудрым и духовным членам общины. Например, самому главному старейшему — самому Нойесу — на момент начала эксперимента уже было 58 лет. При этом возраст женщин был ограничен от 20 до 42 лет.

Мужчины и женщины, прошедшие отбор, должны были подписать договор о том, что они полностью посвящают себя данному эксперименту. Кроме того, они давали обет духовному лидеру, что никаких личных родительских чувств по отношению к своему будущему ребенку они не будут никогда испытывать, чтобы не мешать общине его воспитывать и обучать.

Когда ребенку исполнялся один год, его отнимали от груди матери и отдавали на общественное содержание. Для этого рядом с основным зданием коммуны, так называемой “Усадьбой”, сделали пристройку, в которой дети в зависимости от их возраста проживали в разных комнатах. Самые младшие воспитанники находились в «Передней комнате», средние — в «Восточной комнате», а старшие — в «Южной комнате».

Все члены секты заботились о детях, у которых было практически всё: от качественной еды до различных развивающих игрушек. Специально обученные воспитатели и няни регулярно с ними занимались. Дети круглые сутки были под присмотром взрослых. Дежурный воспитатель постоянно следил не только за их безопасностью, но и за тем, чтобы они не имели возможности общаться с посторонними людьми.

Стоит также отметить, что сама территория коммуны способствовала формированию здорового подрастающего поколения. Община находилась в сельской местности далеко от крупных городов. В результате, естественная окружающая среда и свежий воздух благоприятно воздействовали на организм детей. Они не заболели серьезными инфекционными заболеваниями, которые в то время были распространены в густонаселенных местах.

Через 10 лет в 1879 году эксперимент завершился. В результате родилось 58 детей, среди которых 9 детей были самого Джона Нойеса. Один из них Пьерпонт Нойес в своих мемуарах писал о том, что в детстве был ближе к своей матери, чем к отцу. Его цитата: «Я многим обязан своей матери в своем характере, чем своему отцу. Он никогда не казался отцом мне в обычном смысле. Я почитал его, но он был слишком далеко, слишком близко к небу и Богу».

Дальнейшая жизнь большинства детей эксперимента сложилась вполне удачно: многие из них получили хорошее образование и смогли стать достойными членами общества. Однако каких-то особых достижений эти дети не добились. Никто из них не стал великим учеными или известным деятелем культуры. Феномен их успеха связан не с генетическим отбором, как думали некоторые приверженцы стирпикультуры, а с тем, что они росли в благоприятных условиях, созданных членами коммуны.

Сын духовного лидера секты Пьерпонт Нойес вспоминал о том, что воспитанники коммуны “особенным не отличались от других детей того же возраста”. По его словам, “женщина, которая смотрела за ними, большую часть времени занималась тем, что решала, какую игрушку кому дать”. Но именно это поколение, на которое возлагали свои надежды основатели общины, вместо того, чтобы продолжить дело своих отцов решили вернуться к традиционной семье.

Глава девятая ИЗГНАНИЕ

К концу 70-х годов 19 века на страницах прессы началась кампания против Джона Нойеса. Одним из самых ярых противников духовного лидера секты выступал профессор Джон Мирз, который обвинял Джона Ноейса в сексуальных домогательствах к молодым женщинам, вовлеченных в деятельность коммуны. В результате, полиция стала добиваться ордера на арест главы Онейды, которому уже инкриминировалось изнасилование.

Под покровом ночи летом 1879 года Джон Нойес, узнав о готовящемся его задержании, сбежал из коммуны, пересек границу США и укрылся в Канаде.
Закадровый: Руководить общиной стал его сын Теодор Ноейс, который в отличие от своего отца, не был таким религиозным и не разделял его взгляды о свободной любви. Теодор являлся, скорее всего, агностиком и как настоящий прагматик считал, что нужно сосредоточиться на извлечении прибыли из совместной деятельности, а не заниматься всякого рода сомнительными экспериментами.

Смена власти привела к расколу внутри общины. Одна половина коммуны хотела продолжать дело своего духовного лидера, однако другая часть предпочла капитализм и традиционный брак. В итоге, исход этого конфликта предопределили те самые дети эксперимента по стирпикультуре, которые встали на сторону молодых членов общины. Как следствие, 1 января 1881 года коммуна Онейда была преобразована в акционерное общество.

Джон Нойес так и не вернулся в США, но при этом продолжал влиять на своих последователей, некоторые из которых переехали к нему в Канаду, Ниагара-Фолс. Так, одна его знакомых молодых женщин попросила его совета. В письме юная леди рассказала о том, что ей сделали предложения выйти замуж сразу двое мужчин и она не может сделать правильный выбор.

Однако духовный лидер посоветовал отклонить оба варианта и выходить замуж за некого Мирона Кинсли — того самого человека, кто предупредил Нойеса о грозящем ему аресте, дав возможность сбежать в Канаду и избежать наказания. В итоге, женщина послушалась его совета, несмотря на то, что Кинсли был на двадцать лет старше её.

После смерти Джона Нойеса практически никто не вспоминал о том, что скрывалось за историей создании компании Oneida Limited. Всё потому, что наследники Ноейса уничтожили многие архивные документы коммуны. Так, в 1947 году известный сексолог Альфред Кинси заинтересовался деятельностью общины. Когда дети членов секты узнали о том, что ученый планирует к ним приехать, они собрали все свидетельства, касающиеся сексуальной распущенности и экспериментаторства, и сожгли их.

После того, как коммуна Онейда была распущена, большинство пар, сформированных при участии Джона Нойеса и его комитета, сохранились и прожили вместе долгую счастливую жизнь. Ирония в том, что люди всегда стремятся к свободной любви, которой никогда нет, но каждый в это верит, благодаря чему рождается та самая традиционная семья с ограничениями и обязательствами.

ЭПИЛОГ

Лев Толстой, вдохновившись идеями Джона Нойеса, написал повесть «Крейцерова соната», в которой выразил свое отношение к таким понятиям как любовь, брак и ревность. Так, в самом начале произведения разгорается спор между пассажирами в поезде, среди которых старый купец и курящая дама. Старик как приверженец Домостроя и патриархальных представлений доказывает даме, что из-за образования стал рушиться традиционный уклад жизни. По мнению купца, для брака взаимная любовь — не главное. Если женщина выходит замуж без любви, то в браке она потом сможет полюбить своего мужа. Дама же как сторонница прогрессивных феминистических взглядов не соглашается с данной точкой зрения. Она считает, что только по взаимной любви люди должны жениться.

На чьей же стороне был автор? Дело в том, что в конце разговора к ним присоединился главный герой повести — Василий Позднышев, который в вагоне признаётся в том, что он тот самый человек, который из-за ревности убил свою жену. Именно его отношение к браку, быть может, в какой-то степени отражает мнение самого Льва Толстого о том, что любви нет: “Любить всю жизнь одну или одного — это все равно, что сказать, что одна свечка будет гореть всю жизнь”.

Из-за скандального для того времени содержания повесть “Крейцерова соната” была запрещена в России государственной цензурой. Однако по другую сторону океана произведение смогло обрести своего читателя раньше, чем на родине автора. Несмотря на то, что в 1890 году американская почта запретила рассылку газет, где была напечатана повесть, некоторые американские издательства для ее рекламы выпустили в виде отдельной брошюры отрывки из “Крейцеровой сонаты” и распространяли их с помощью уличных торговцев в Нью-Йорке.

В результате в городе появились повозки, на которых крупными буквами было написано: «Запрещено русским правительством и генерал-почтмейстером Соединённых Штатов лучшее произведение Толстого “Крейцерова соната”». Стоит отметить, что один из президентов США Теодор Рузвельт однажды после прочтения повести охарактеризовал Льва Толстого как «человека с извращенной половой моралью» — тем самым, еще больше подогрев интерес американского общества к русской классике.

Если согласится с автором “Крейцеровой сонаты”, что любви действительно нет, то остается нерешенным главный вопрос: почему же женщины так легко вступали в секту Джона Нойеса, проповедовавшего свободную любовь? Вся проблема в религии или в чём-то ещё? В книге известного антрополога Робина Данбара “Наука любви и измены” приводятся три фактора того, почему женщины влюбляются в таких религиозных деятелей, как Джон Нойес.

Во-первых, женщины оказываются психологически гораздо уязвимее мужчин: их постоянно мучают мысли о повседневных неприятностях и тревожит неопределенность будущего. Поэтому женщины больше склонны к поиску таких упорядочивающих систем, как религия, которые помогают им справляться с тревогой и страхом перед будущим.

Во-вторых, для женщины харизма, какой обычно обладают духовные лидеры сект, является важным аспектом в стратегии выбора партнера. Харизматические личности особенно притягивают женское внимание по двум причинам: либо они связаны со своим статусом, а значит потенциально богаты; либо обладают хорошими генами, о наличии которых как бы свидетельствует их интеллектуальное или физическое превосходство.

И, в-третьих, женщины склонны крепко привязываться эмоционально к потенциальному партнеру, испытывая при этом состояние экстаза. Создается эффект так называемого “экстатического освобождения”: человек ощущает абсолютное счастье, растворившись в окружающем мире.

На уровне мозга это выглядит следующим образом: когда в теменной доли нейроны начинают отключаться, они передают через лимбическую систему и миндалины ряд импульсов в гипоталамус, который выстраивает контур обратной связи с зонами внимания в лобных долях и самой теменной долей. В результате при формировании такого циклического контура происходит полное выключение рефлекторной дуги, ответственной за пространственную ориентацию. Возникает эффект единения человека с Бесконечностью Бытия, напоминающее состояние транса. Поэтому многие учёные называют данный пучок нейронов в теменной доли “точкой Бога”.

Подобные практики, вызывающие экстаз, проводил и Джон Нойес, который создал все условия для того, чтобы женщины как можно дольше оставались в его секте: здесь они чувствовали покой и стабильность; сам духовный лидер притягивал к себе своей харизмой, умом и материальным достатком; и главное — в общине Онейда женщины всегда получали удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Всё это и есть основные секреты того, как заставить человека поверить даже в такую несуществующую идею как свободная любовь. Надо просто быть таким, как Джон Нойес.


© Евгений Иванников, 2021. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.